?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Продолжаю тему как читать книги.

В первой части я написала о способах и целях чтения, теперь хочется поговорить о том, как же все-таки нужно читать для самообразования. И учиться мы будем на конкретном примере.

Самообразование

Для получения образования нужен не огромный набор сведений о мире, а систематическое мышление, или культура мышления. Для этого нужно упражнять ум. Развивать и тренировать свои умственные способности, как мы это делаем с физическими – вот важная цель самообразования. Для этого над книгами нужно проводить серьезную, упорную, трудную и долгую работу. Книга забудется, а работа останется и останется усвоенное – суть ее.

Кажется, что все понятно, работа над книгой — это как раз, два, три: нужно понять, обсудить, усвоить. Но как все это сделать?

Навыки – вот условия правильного чтения:
• Сосредоточение
• Выделение сути
• Охватывание мысли
• Уяснение логики автора
• Воображение, яркое и отчетливое (т.к. воображение заменяет нам опыт)
А мешают нам в этом нетерпеливость, лень мышления, отсутствия внимания или воображения.

Ну а теперь перейдем к практике! Да, возьмем книгу и начнем. А возьмем мы для примера учебник Марии Рыжовой «Война, объявленная герою и героизму».




Проработка книги

Наша цель – иметь четкое представление о всей книге в целом, понять главную мысль, общую схему, содержание и пр.

Очень важный этап – предварительное ознакомление. Не нужно пропускать его уповая на то, что книгу мы будем читать внимательно и все поймем в свое время. Лучше научимся правильно знакомиться с книгой и убедимся насколько это полезный навык.

1. Предварительное ознакомление.
Итак, нам нужно узнать тему, задачи, которые ставит автор, его точку зрения на предмет, план содержания, основные мыли и основные факты.

Тема может быть первоначально понята из названия книги.

Смотрим название: «Война, объявленная герою и героизму». Тема - прямо на обложке.

Иногда из названия может быть понята и главная мысль.

И тут следуем рекомендациям и понимаем, что и главная мысль отражена в названии. Вот она – герою и героизму объявлена война.

Многое можно подчерпнуть из аннотации или из предисловия.


Смотрим внимательно аннотацию – перед нами задачи, которые ставит автор – дать определение героизма, рассмотреть его исторические интерпретации, обсудить, что происходит с героем и героизмом в наше время.

Переходим ко введению. Если введение очень большое и с ним сложно ознакомиться быстро, то для предварительного ознакомления необходимо взять конец введения, где даны выводы из него. Во введении обычно раскрываются задачи, которые ставит перед собой автор, в конце введения может быть очерчен план изложения и метод.


Снова смотрим в книгу. План изложения, которого будет придерживаться автор сразу становится понятен: предложен некий метод, далее на конкретных примерах войны с героями и с приложением метода доказывается, что с героем и героизмом ведется война. В приведенном абзаце – конце введения четко показано, что во введении автор предлагает метод, которым будет пользоваться для доказательства.

Также необходимо ознакомится с оглавлением, которое помогает охватить общий план книги и содержание темы.



Опять же возвращаемся к нашему примеру. Общий план изложения, который мы подчерпнули во введении, более подробно виден в содержании. Понятно, что примеры будут браться в сфере культуры и в сфере политики.

Завершаем нашу ознакомительную работы знакомством с заключением, в котором обычно содержатся главная мысль и резюме основного содержания.


В нашем примере, главная мысль раскрывается подробнее и видны краткие выводы по основному содержанию книги.

Если всю эту работу проделать, то у нас есть возможностью познакомиться с книгой составить мнение о ней, оценить ее полезность для нас и уже иметь возможность оперировать полученными данными, а это уже не мало, особенно если книга в чем-то уникальна.

2. Понимание книги
Самое опасное в этом процессе – «иллюзия понимания». Как проверить понял или нет? Нужно объяснять другому – начал путаться – понимание не полное. Всем рекомендую, насколько бы это не казалось глупым, применять это простое правило (не очень правда комфортное для читателя) – рассказать о книге, которая прочитана коротко и ясно и ответить на вопросы.

Для понимания обязательно нужно:
• Достаточная подготовка
• Понимание терминов (тут нужно не лениться и когда встречается незнакомый термин сразу разобрать его)
• Умение сосредоточится на тексте

Отработка книги и продумывание.
Написанное в книге должно быть связано в имевшимися у нас знаниями, сведениями, эмоциями! Нужно все силы приложить что бы построить множество связей между существующим запасом знаний и новым. Усвоить – значит разделить на кусочки и каждый переварить, после чего сделать его либо своим и это изменит или подкрепить наше мировоззрение, либо отвергнуть. То есть текст должен войти в существующую систему и изменить ее.

Работа над изменением и дополнением наших мыслей и сведений. Мы должны сравнить мысли автора с нашими, оценить, исправить свои ошибки, найти недостатки в мыслях автора, прийти к новым выводам. Чем больше собственных знаний и мыслей вовлечено в работу, тем глубже продумывание.
Обычно мы всего этого не делаем, но даже если нам кажется, что мы совсем согласны, чтение должно быть глубоким.
Прочитав кусок книги выделить мысль его и продумать ее. Прочитав интересную мысль, остановится на ней и продумать об этой мысли, о следствиях, которые она влечет, прислушаться к тем новым мыслям, которые она рождает, поставить вопрос верна она или нет, развить мысль дальше и все время сосредотачивать на этом свой разум.
Мысли, возникающие при чтении нужно записать.

Выдающийся философ, логик и математик, Лейбниц, обладающий феноменальной памятью, записывал свои мысли по поводу почти всякой достойной книги и выбрасывал эти записи. Записывал т.к. только при этом мысль оттачивается, четко и внятно сформулируется.

Оценка и критика книги.
Очень часто возникает вопрос: можно ли нам критиковать книжку уважаемого человека, или если я не специалист в этой области? Но это нужно делать, может быть потом вы над своей критикой посмеетесь, но она нужна для развития мысли.

Процесс чтения

Как технически должны выглядеть этапы отработки книги и продумывания.
От общего к подробностям.
1. Проработка главы:
• Пробежать главу
• Выделить темы и проработать по отдельности
• Дать отчет о содержании о главных мыслях и связи между ними.
2. Усвоение параграфа:
• Определить тему
• Дать на нее ответ
3. Проработка доказательств:
• Выделить тезис
• Оценить аргументы
• Взять на вооружение способ доказательства, применяемый автором

После общего впечатления о книге и разбора ее частей нужно связать параграфы и главы друг с другом, еще раз охватить общей мыслью все что прочитано и разобрано. Так как тут возникает синергия – все части, собранные вместе, связанные общей мыслью, больше чем сумма этих отдельных частей.

Из вышеизложенного следует, что вы овладели книгой, когда вы:
1. Кратко и письменно можете сформулировать главную мысль, основное содержание (лучше передать его кому-то, что бы понять насколько вы четко его поняли).
2. Легко можете восстановить в общих чертах план книги, охватить все как целое.

Очень хороший способ завершения знакомства с книгой – прочесть книгу противоположного содержания.

В конце хочется упомянуть, рекомендуемые вспомогательные средства чтения, очень помогающие в освоении книги:
1. Подчеркивание важных мыслей и идей
2. Выписки (свои мысли и автора)
3. Конспект
4. Журнал или дневник чтения (можно, например, писать свои мысли и главные выводы по прочитанному после каждого чтения)
5. Указатель по вопросу (если вы изучаете какой-либо вопрос, то очень полезно собирать материал о том в каких источниках вам встречались интересные мысли, факты по этому поводу).

На этом закончу свой обзор книги Поварнина и темы как читать книги. Хочу пожелать Вам хороших книг и полезного чтения. Ссылка на книгу С. Поварнина в электронном виде.

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
baldursgate2
Sep. 28th, 2015 09:12 am (UTC)
Спасибо. Полезная статья.
alrud2000
Oct. 5th, 2015 02:54 pm (UTC)
... забудется, ... останется
очень полезная статья, но!
"Книга забудется, а работа останется..." сомнительное предположение, т.к. зачем вообще брать книгу? Это по-видимому имеется ввиду труд оставляет свой след в виде навыка? в данном случае в виде эмоциональных ключей в сознании, по которым в будущем прочитанное всплывёт в виде образа или конкретного текста.
Но, главное, не упомянут один немаловажный элемент самовосприятия - наличие осознания своей позиции до и после прочтённого. Т.е. позиция упрочилась? или сдвинулась в более или менее устойчивое состояние? У молодых людей позиция скроена из образов и позиций их учителей, авторитетных товарищей, у зрелых людей она выстрадана опытом жизни.
Почему без этого осознания в каком-то смысле чтение бессмысленно? Да потому, что интеллектуальное занятие, к каковому относится чтение, должно вести либо вверх, либо вниз относительно оси добра и ему противоположного зла, иначе если вам останется посмеяться над своей молодостью и свойственной ей критикой, тогда это означает бессмыслие пути взросления, т.е. самой прожитой жизни. Что на самом деле не так. Ошибка и бессмыслие - разные вещи.
Поэтому и понимание, о котором идёт речь в статье раскрыто механистично и не правдиво. Прежде всего для понимания нужно испытывать эмоции при прочтении, а всё что указано в статье вторичные и далеко не главные предпосылки. Например, "Достаточная подготовка" сразу как бы исключает молодых людей из способных к пониманию. А "Умение сосредоточится на тексте" я бы заменил на удержание интереса к тексту, а этому интересу, как раз, и призвана помогать эмоция от прочитанного. Не сухое знание, а предощущение крика "Эврика!". Нет интереса - нет осмысленного чтения.
( 2 comments — Leave a comment )

Profile

mirnuyatom_olga
mirnuyatom_olga

Latest Month

January 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow