?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Отрядом книг уставил полку,
Читал, читал, и все без толку…
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»



В среду на дискуссионно-философском клубе обсуждали тему «Как читать книги». В качестве подготовки к докладу использовалась одноименная книга профессора С. Поварнина 1924 г. и его советы.

Поскольку тема вызвала живой интерес, попытаюсь перенести основные моменты доклада в пару постов.
Почему вообще захотелось поговорить на тему как читать книги?

Во-первых, многие мои знакомые жалуются, что прочтут книгу и ничего потом не запоминают, вроде, когда читают — все понятно и потом можно общую мысль повторить, но пройдет немного времени и все забывается. Или прочел человек книгу начинаешь его расспрашивать, а он толком ни названия, ни автора вспомнить не может.

Во-вторых, любому человеку, занимающемуся самообразованием и читающему учебники и другие книги, необходимо знать, как их правильно читать, чтобы подчерпнуть оттуда весь материал и хорошо его усвоить.

Прежде чем приступить к этой теме скажу пару слов о профессоре Поварнине, который написал книгу «Как читать книги».

Сергей Иннокентьевич Поварнин родился 11 сентября 1870 в Брест-Литовске (Российская империя), умер 3 марта 1952 в Ленинграде (СССР) — русский философ и логик.

Сергей Поварнин окончил историко-филологический факультет Петербургского университета в 1890 году. В 1916 году защитил магистерскую диссертацию, преподавал логику и историю философии. Некоторое время заведовал библиотекой Института усовершенствования врачей, работал в других учебных заведениях. С 1944 года вернулся в Ленинградский государственный университет. В 1946 году Поварнину была присуждена степень доктора философских наук в ЛГУ по совокупности работ без защиты; а в 1948 году присвоено звание профессора по кафедре философии. Поварнин оставил труды в области логики, психологии, религиозной философии, литературы. Наиболее примечательны его работы по логике. Занимался он приложениями логики к вопросам аргументации и ведения дискуссий. Книга Поварнина "Спор. О теории и практике спора" представляет собой наиболее значительное в отечественной литературе исследование методики ведения аргументации и дискуссии.

Как мы читаем?

У тех, кто читает книги для целей самообразования, почти всегда найдется повод для недовольства собой в усвоении читаемой информации. Некоторые об этом просто пока не задумываются. Попробуйте себе тоже задать такой вопрос: Вы в чем-нибудь не довольны тем, как Вы читаете?

Если читать неумеюче, то есть риск не только потерять время зря, но и навредить себе душевно и телесно. Происходит это и от дурных книг, и от чтения путем «глотания книги» (то есть чтением без перерыва по многу часов подряд).
• Телесный вред – головные боли, неврозы и пр.
• Душевный вред – ослабляет способность к сосредоточению внимания, памяти, способности размышлять.
• Разрыв теории и практики
Если читать «глотая», то легко превращаешься в человека с кашей в голове. У таких людей отсутствует стройное мировоззрение и общаться с ними серьезно – мука, а спорить вообще - невозможно.

Способы и цели чтения.

Эти добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научится читать.
Я сам на это употребил 80 лет и все не могу сказать, чтобы вполне достиг цели.
Гете;

Главное правило чтения - способ чтения зависит от цели чтения.
Если исключить чтение для развлечения, коротания времени или для засыпания, то цели чтения можно условно разделить на следующие:
• Чтение для пополнения сведений (газеты, брошюры, новые книги по вашей специальности).
• Чтение для нравственного, «волевого воздействия на душу, воодушевляющее чтение, дающее новые силы.
Вдохновляющие книги очень нужны – ими нужно пользоваться для обращения к высоким целям, источнику надежд и бодрости. Их нужно читать пассивным способом, впитывать мысли и настроения, которые хочет передать автор. Вдохновляющие книги найти не всегда легко и их нужно разыскивать! После каждого чтения такой книги лучше всего подумать, как побуждение, которое у вас возникло применить к жизни, к делу, это и должно помочь вам некоторые дела совершить.
• Чтение крупных произведений искусства.
• Чтение для изучения книги или вопроса.
• Чтение для самообразования.
Это несколько условное деление, но возьмем его в качестве задела.

А теперь предлагаю Вам провести небольшой эксперимент. Тот же эксперимент мы провели и на встрече нашего клуба. Для этого прочитайте из «Отрочество» Л.Н. Толстого маленькую главу под названием «Гроза» (например, тут).

А на следующие вопросы ответьте только после того как прочитаете, иначе эксперимент не удастся.
1. Смогли ли Вы сконцентрироваться на чтении в течении всего прочтения главы или отвлекались?
2. Каков сюжет главы?
3. О чем Вы думали, когда читали?
4. Ставили ли вы себя на место героя?

А теперь о результатах проведенного нами эксперимента на клубе:
На клубе присутствовало около 40 человек. Из них ответили, что внимательно могли сконцентрироваться на отрывке и не отвлекаться только человек восемь (наверное, их было больше, но остальные постеснялись ответить, как это иногда бывает).

Когда участников попросили описать сюжет главы, то ни один из них не описал простую последовательность действий: герой отправился в поездку, в пути он скучал, погода стала портиться, полил дождь и подул ветер, путешественники встретили нищего и пр. Наоборот, все участники эксперимента очень ярко описывали свои впечатления: у кого-то возникли прямо-таки лирические мотивы, что как только грошик упал нищему, так и упала первая капля дождя, кто-то подумал на тему, что он то не боится грозы и что можно тут боятся, участники более старшего возраста начали обдумывать, зачем автор ввел этот момент в произведение, как он хотел раскрыть характер главного героя и еще были высказаны совершенно другие мысли и впечатления. И это было очень правильно. Участники пережили этот текст каждый исходя из своего жизненного опыта и привычек. Они пустили свое воображение вовсю!

Так и следует читать произведения искусства: сначала они требуют пассивного чтения, а потом… проработки – разбора причин и следствий, попытки поставить себя на место героя, сравнения с поступками других героев, с причиной поступков и пр. Чтение крупных произведений должно быть с перерывами во время которых пассивность заменяется на обсуждение и оценку. Именно такое чтение дает возможность лучше всего усвоить книгу.


Но вернемся к правилу чтения. Способ чтения зависит от цели чтения. Цель бывает связана с книгой, а может и одна книга читаться с разными целями. Например, «Илиада» Гомера. Эту книгу можно читать для пополнения знаний по истории и обычаям древней Греции, можно как поэтическое произведение – произведение искусства, а вот, например, Александр Македонский читал «Илиаду» для вдохновения на героические подвиги, а его любимым героем и вдохновителей был Ахиллес.

Ну а теперь к способам чтения, о которых я уже начала говорить.

Легче всего говорить о способах противопоставляя их один другому. Просматривание текста или выборочное чтение, иногда поверхностное подходит для газеты, рекламной брошюры, а чтение с проработкой, углубленное - для изучения. Пассивное чтение, подходит для произведений искусства, стихов, а активное, с осмыслением с внутренними спорами с автором - опять же для изучения.

Но при любом способе чтения вы должны иметь отчетливое представление о том, что прочли.

Пока на этом предлагаю остановится, а в следующем посте обсудим самую суть вопроса, т.е. как правильно читать книгу для самообразования.

А пока предлагаю вам прочитать одно из моих любимых стихотворений Александра Блока и на этом примере убедится, что для получения удовольствия от стихов сначала из нужно читать пассивным чтением.

О, я хочу безумно жить:
Всё сущее - увековечить,
Безличное - вочеловечить,
Несбывшееся - воплотить!
Пусть душит жизни сон тяжелый,
Пусть задыхаюсь в этом сне,-
Быть может, юноша весёлый
В грядущем скажет обо мне:
Простим угрюмство - разве это
Сокрытый двигатель его?
Он весь - дитя добра и света,
Он весь - свободы торжество!


Продолжение следует...

Comments

( 7 comments — Leave a comment )
ganibaev
Sep. 24th, 2015 09:18 pm (UTC)
Еще могу порекомендовать в этом же ключе
Адлер Мортимер "Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений"
http://www.litmir.co/bd/?b=140334
pyonerka
Sep. 24th, 2015 09:22 pm (UTC)
Хорошо! Меня на днях в одном ЖЖ уверяли, что Поварнин про научную литературу говорит, а художественную только чуть-чуть касается. Обманули...
mirnuyatom_olga
Sep. 28th, 2015 08:32 pm (UTC)
У Поварнина книжка очень маленькая, всего 40 стр., но очень концентрированная. Про художественную литературу там действительно написано меньше, чем про чтение научной литературы, но и про это там тоже есть.
marygrove
Sep. 25th, 2015 09:31 am (UTC)
Как это радует... Всё большее число нынешних молодых людей задаётся другим вопросом: Зачем читать книги?..
certus2_0
Sep. 26th, 2015 06:45 am (UTC)
заметил за собой, как раз по теме, если сам пытаешься писать или сочинить стих или филосовствовать, то рождается понимание как автор вкладывает смысл в свое произведение, как много может быть в одном слове. И это сильно положительно отражается на чтении.
baldursgate2
Sep. 28th, 2015 09:15 am (UTC)
Как хорошо уметь читать.
step_bg
Nov. 23rd, 2015 12:30 pm (UTC)
Замечательная брошюра. Прочел ее несколько раз. Теперь стараюсь художественное произведение при первом чтении как можно полнее пропустить через себя, а уже при втором прочтении выписываю мысли и ощущения. Однозначно стал читать худ.литературу значительно внимательнее.
( 7 comments — Leave a comment )

Profile

mirnuyatom_olga
mirnuyatom_olga

Latest Month

January 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow